Различия обычной и органической пищи (продуктов)
Для органического выращивания чаще всего используется гидропоника, потому что этот метод культивации относительно недорог, не зависит от условий и местоположения, где располагается ферма, а также, достаточно эффективна.
Для органического выращивания чаще всего используется гидропоника, потому что этот метод культивации относительно недорог, не зависит от условий и местоположения, где располагается ферма, а также, достаточно эффективна.
Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании).
Слово гидропоника произошло от греч. υδρα — вода и πόνος — работа, в итоге получаем «рабочий раствор». Самые распространенные виды гидропоники: аэропоника, система с питательным слоем, капельная система, фитильная система, водная культивация, приливно-отливная система.
Каждый из этих видов выращивания основан на гидропонике, но есть черты, присущие каждому из видов и только ему, например, в аэропонике корни растения находятся в воздухе, фитильные системы используют капиллярные силы, а при водной культивации корни растения постоянно находятся в резервуаре с водой.
Для большинства из нас вопрос об органике встает, скажем, когда мы выбираем между тем, чтобы пойти в обычный сетевой супермаркет и взять первые попавшиеся яблоки или же отправиться в дорогой магазин и взять яблоки дороже, но с наклейкой «органический продукт» (или вообще пойти на рынок).
Последние исследования показали, что людей толкает на покупку органики, в основном, опасение, связанное с различными ядами и некачественными удобрениями, которыми, по мнению людей, обрабатываются продукты из обычных сетевых магазинов. На этом причины для покупки органики не заканчиваются и пока люди верят в то, что наклейка «органика» означает то, что должна, производители будут заламывать большие суммы за нее.
Предупреждение: в данной статье рассматривается исключительно польза и содержание полезных элементов в органических продуктах, речь пойдет не о вкусе, внешнем виде и т. п., а именно о пользе.
И ответ… на вопрос в заголовке статьи (барабанная дробь)
Неоднозначен. Я понимаю, мне тоже не нравится этот ответ. Мне бы хотелось сказать однозначно, что органическая еда в магазинах оправданно стоит так дорого, и она действительно продлит вам жизнь, решит все проблемы со здоровьем, но, к сожалению, пока такого ответа я дать не могу.
Существует огромное количество исследований (особенно, в последнее время) на тему того, чем же так полезны органические продукты и действительно ли они сильно отличаются от обычных, предлагаемым большинством магазинов.
Большая часть таких исследований была сконцентрирована, преимущественно, на фруктах и овощах и, в частности, на содержании в них витаминов и микроэлементов. Эти исследования показали, что в органических продуктах действительно меньше нитратов (это легко объяснимо, так как нитраты – побочный продукт, который появляется в плодах из-за использования азотных удобрений), больше витамина С, а также, содержится больше минералов (таких, как железо, магний, фосфор, кальций и натрий).
Исследования проводились на клубнике, персиках, грушах, яблоках, различной зелени и картофеле, а также и других культурах (список постоянно пополняется, он представлен в статье Борна и Прескотта в 2002 году, а также, в статье Уилльямса того же года).
Но не торопитесь сейчас же срываться с места и тратить все свои финансы на покупку органических продуктов, наряду с этими исследованиями есть множество тех, которые свидетельствуют об обратном – органические продукты и обычные не имеют существенных отличий. И вот где начинается действительно интересная история…
Проблема состоит в изменчивости и непостоянстве. Два этих слова выводят из себя самых разных ученых по всему миру, и именно они являются причиной столь большого количества противоречивых доводов в пользу и защиту органических продуктов, вернее их полезности, как говорилось выше. Слишком много факторов могут изменить результаты, да и сама формулировка о полезности продуктов является достаточно общей.
К счастью Борн и Прескотт в своей статье 2002-ого года подошли к изучению проблемы глубже и разбили ее на несколько сравнений, по каждому из которых было проведено отдельное исследование:
- сравнение продукции от розничных продавцов;
- сравнение семян, обработанных органическими и неорганическими удобрениями;
- сравнение продукции с разных ферм, непосредственно от фермеров;
- сравнение эффекта, который оказывает органическая пища и обычные продукты на человека и животных.
Пункт четыре в текущей статье рассматриваться не будет, так как не имеет прямого отношения к рассматриваемому в ней вопросу ( если же вам интересно, то можете обратиться к оригиналу, названному выше).
Как же обстоит вопрос по каждому из этих пунктов? И, что важнее, что не так с этими исследованиями?
Сначала поговорим о продукции розничных продавцов, вернее об исследовании этой продукции. Результаты изучения в этой области показали, что продукты, купленные у розничных продавцов, содержат большее количество витамина С, других витаминов и минералов, по сравнению с теми, что куплены в обычном сетевом магазине.
Проблема такого исследования в том, что берется средний супермаркет и средний розничный продавец. Другими словами, в этом вопросе присутствует огромное и необъятное пространство вариантов, таких как, например, условия выращивания, метод культивирования и свежесть урожая.
Продукты, которые были по-разному выращены, имели разный уход и систему питания, а также, были по-разному доставлены до места реализации, будут иметь разные характеристики, особенно, когда дело касается полезности. Авторы исследования даже не взяли органические продукты нескольких разных марок, в связи с этим, исследование имеет очень грубый и «притянутый за уши» характер. Его не стоит воспринимать всерьез.
Самыми простыми в осуществлении считаются исследования типов удобрений, потому что их можно тестировать по эффекту (удобрения на базе азота сравниваются, как правило, с органическими или вовсе с навозом). Сравнивалось влияние того или иного вида удобрений на конкретную культуру.
Некоторые тесты выращенных на навозе зерен показали, что в некоторых из них содержалось большое количество витамина А, В12 и С и меньшее количество нитратов, чем в тех, что выращивались на азотных удобрениях.
Но тесты других зерен, также выращенных на навозе, показали практически противоположный результат: пониженное содержание витамина С и ровно такое же количество нитратов, что и в «азотном» урожае. Удивлены? Здесь опять же сыграли роль переменные, вроде условий выращивания и климата. Пока они присутствуют, чистоту исследований и влияние конкретно удобрений отследить крайне сложно.
Одним из самых авторитетных и объективных, по мнению авторов статьи, сравнений является сравнение ферм, на которых росли фрукты и овощи, так как в этом исследовании число вариативных факторов и переменных куда меньше, чем, к примеру, в предыдущем.
Вернее, они поддаются более четкому описанию и сравнению: почва, в которой рос урожай, метод культивации и удобрения. Все просто: берутся образцы с разных ферм и сравниваются. Контролировать упомянутые выше факторы куда проще, но не факт, что кто-то этим, все же, занимается.
Никто не даст вам гарантию того, что фермер, который занимается культивацией, добросовестно будет использовать органические удобрения или лучший субстрат из доступных. Пока эти переменные остаются, об объективности вряд ли возможно говорить. Да, результаты могут разниться, как по содержанию нитратов, так и по витаминному и минеральному составу, но дать вам гарантию того, что это происходит из-за фермы, а не по причине, к примеру, климата никто вам не может.
качестве примера тех удобрений, которые используют при прогрессивном растениеводстве и выращивании органического урожая, можно привести удобрения компаний Advanced Nutrients, Bio Nova, Plagron, BAC, GHE. Не весь ассортимент этих компаний составляют органические удобрения, но у первых двух органика в приоритете.
Advanced Nutrients – это канадская компания–производитель удобрений, которая существует с 90-х годов. Отличается научным подходом к разработками своих продуктов, хорошо оборудованным исследовательским центром и производством. В основу большинства формул компании может входить до 50 органических компонентов.
Их удобрения и стимуляторы доказывают раз за разом, что эффективное выращивание на органике возможно осуществить. Каждая из новинок этой компании производит своеобразную революцию среди гроверов по всему миру.
Bio Nova – голландская компания, которая также долгое время специализируется на производстве продукции для растениеводства самого высшего качества. Особенностью деятельности этих голландцев является то, что они на постоянной основе сотрудничают с огромным количеством независимых научных сообществ по всему миру. Удобрения компании отличаются отличным качеством используемого сырья и доступностью.
Plagron – один из гигантов рынка удобрений, который также базируется в Голландии. Продукция Plagron – образец европейского качества, а выбор, который предоставляет широчайший ассортимент компании просто огромен. Plagron – опыт и инновации, облаченные в отличное и качественное исполнение. Plagron вкладывают огромные деньги в изучение новых компонентов для использования в своих удобрениях, огромные площади, принадлежащие компании, заняты, непосредственно, под испытания новинок и компонентов, которые впоследствии и становятся частью стимуляторов и добавок под брендом Plagron.
BAC – относительно молодая компания, основой производства которой являются органические стимуляторы с оригинальной формулой, построенной на годах изучения флоры нашей планеты. Стимуляторы BAC действительно отлично работают и об этом говорят не только специалисты компании, но и довольные их продукцией покупатели. Сами специалисты BAC называют свою продукцию активным биологическим коктейлем и говорят о том, что вектор компании, как раз таки направлен в сторону биологического, экологичного, натурального и, как следствие, полностью органического растениеводства, популяризации этот метода выращивания и изготовление доступных удобрений для этого.
GHE – фирма-производитель, основанная в 1995 году. За первые несколько лет существования слава о компании обогнула земной шар и позволила компании активно расширяться. GHE известны тем, что всегда стараются идти в ногу со временем, применяя в разработках только актуальные тенденции и самое технологичное оборудование. Одна из концепций, реализуемая GHE, это «Семейная усадьба» “Family Farm”. Концепция «Семейная усадьба» нацелена на то, чтобы семьи или отдельные индивиды, независимо от места проживания, могли самостоятельно выращивать часть потребляемых овощей, а не покупать дорогую продукцию у посредников. А также, при избытке урожая, иметь возможность продать овощи на местном рынке, кооперативам или ресторанам. Т.е одной из концепция GHE является повышение доступности органического урожая для обычных семей.
Раньше засилье минеральных удобрений было обусловлено тем, что им попросту не было органической альтернативы, но время идет и на смену минеральным солям приходят натуральные ферменты и экстракты. Годы научной деятельности человечества в области растениеводства позволяют использовать все больше того, что дает природа на благо сельскому хозяйству, делая его не только эффективнее, но и в разы экологичнее, натуральнее, а плоды его деятельности полезнее. Для увеличения экологичности многие производители удобрений стараются внедрить в свое производство большее количество биоразлагаемого материала, который не требует особой переработки для того, чтобы не загрязнять окружающую среду. Популяризация органики – большой шаг не только для растениеводства, но и для экологии в целом.
Возвращаясь к исследованию, можно сказать, что, в сущности, оно просто не смогло охватить тот массив данных, который следовало бы, для того, чтобы результаты были хоть сколько-то существенны и жизнеспособны. Реальное исследование должно строиться хотя бы на том, чтобы продукты брались с известной фермы, где точно выращиваются в определенных условиях. Потому что, опять же, то, что условия можно создать оптимальные, не значит, что кто-то этим будет заниматься.
В 2009 году Раигоном и Страке были проведены 2 независимых исследований фитохимического содержания в органической и обычной продукции, реализуемой в магазинах. Фитохимикаты – компоненты, которые производятся растением в процессе жизнедеятельности и влияют на здоровье человека, но не считаются необходимыми. К примеру, были найдены образцы бета-каротина (морковь), ликопина (помидоры), сульфорафана (брокколи), и ресвератрола (красный виноград). Но проблема этого исследования состояла в том, что эти вещества производятся растениями как ответная защитная реакция на внешние факторы, такие как, опять же климат, окружающая среда, стресс, насекомые вредители, а не благодаря тем или иным удобрениям.
Можно предположить, что уровень стресса, испытываемый растениями при применении тех или иных удобрений, разнится и как раз это становится причиной разного содержания фитохимикатов, но это остается лишь гипотезой, а подобные исследования ждут более компетентных исследователей, чтобы подробным изучением исключить переменные, такие как место нахождения растения, климат и другие.
В целом, во всех исследованиях подобного рода проблема одна – вариативность и большое количество переменных. В связи с этим, точного ответа на вопрос «органика против обычной еды» пока дано не было.
Большей проблемой является то, что исследования подобного рода должны проводиться на высшем уровне, с применением огромного количества экспериментального контроля. До тех пор, точного ответа на вопрос, «что лучше, органика или обычный продукт» дано быть не может.
В 2009 году имело место исследование ученого Дангура, который сам разработал методику оценки условий выращивания по 5 критериям (метод выращивания, вид культуры, вид удобрений, проводились разные лабораторные тесты и применялась статистика) , но, если не вдаваться в научные подробности и тонкости, эксперименты все равно имели большое количество переменных и как эта работа дошла до публикации остается загадкой. Качество исследований по этому вопросу, как показывает практика, очень и очень низкое, треть из 162 рассмотренных работ были проведены по каким-никаким правилам, но и в них оставалась место вариативности.
Среди этих 55 работ результат был таков, что в органическом урожае было больше витамина С, магния, кальция, цинка, меди, фосфора и других полезных элементов. «Органические» проростки имели более высокое содержание фосфора, а выращенные на азотных удобрениях, соответственно, большее количество этого самого азота. Но сказать точно, что это связано с использованием удобрений, также, с уверенностью нельзя. Таким образом, и получается, что органическая пища, если и содержит большее количество витаминов и микроэлементов, по сравнению с обычной, то эта разница не столь велика и поразительна, как ее описывают рекламодатели и маркетологи, а порой и вовсе отсутствует.
В качестве заключения стоит сказать, что на данный момент нет такой научной работы, которая была бы выполнена на основании надлежащего исследования, которое бы могло исключить все переменные и всю вариативность, чтобы с уверенностью сказать, что магазинная органика лучше, чем обычный продукт.